Дайджесты
Обзоры рынка

Гейминг стал новой рутиной

Эксперты ЮKassa выяснили, сколько россиян играют в видеоигры и какие особенности характерны для российских геймеров. Опрос показал, что 45% респондентов предпочитают играть со смартфона, причём большинство делает это дома. Большинство участников опроса проводит за игрой от 30 до 60 минут за сеанс.
Нравится статья? Подпишитесь на Журнал ЮKassa. Самые новые и интересные статьи пришлём вам на почту вместе с подарком :)

Гейминг стал рутиной

По данным ЮKassa, в первом полугодии 2025 года оборот игровых площадок не изменился по сравнению с июлем — декабрём 2024 года, при этом покупок стало на 11% больше, а средний чек снизился на 10% и составил 529 рублей.
Мы наблюдаем сдвиг в монетизации игрового рынка. Ключевой тренд, подтверждённый данными ЮKassa, — рост числа транзакций при снижении среднего чека. Этому способствует переход к модели free-to-play, которая нацелена не на мгновенную конверсию, а на масштабирование аудитории. Сначала пользователь играет бесплатно, затем ему начинают предлагать недорогие покупки — скины, бустеры, дополнительные жизни. Постепенно геймер приучается к тратам, которые становятся всё больше. В результате игровые компании получают более широкую аудиторию и стабильный доход, а игроки — доступ к качественному контенту без серьёзных первоначальных вложений.

Дмитрий Гнилица, директор по продуктам ЮKassa
Опрос пользователей электронного кошелька ЮMoney подтверждает, что игровая индустрия перестала быть нишевым развлечением и превратилась в по-настоящему массовый досуг. Этот переход подтверждается и частотой игровых сессий: 42% участников опроса играют в видеоигры каждый день, а 21% — несколько раз в неделю. Большинство опрошенных (42%) играют и онлайн, и офлайн. Почти столько же (41%) отдают предпочтение онлайн-формату, а 17% играют только офлайн.
Вопрос о любимом жанре, предполагавший множественный выбор, показал, что популярнее всего оказались шутеры — их предпочитают 13% респондентов. На втором месте — экшн (12%), на третьем — стратегии и симуляторы (по 10%). Самым непопулярным жанром стал файтинг — на него пришлось лишь 2% ответов.

Мобильный гейминг завоёвывает рынок

Исследование показало, что смартфон стал основным игровым устройством для 45% игроков. Компьютеры предпочитают 37% опрошенных, а ноутбуки — 12%. Доля консолей и планшетов остаётся незначительной — на них приходится 4% и 2% соответственно.

Основным преимуществом смартфонов большинство респондентов (54%) считают то, что игры для таких устройств в основном бесплатные. Ещё 41% отмечает удобство игры в дороге, 35% указывают на наличие интересных тем и жанров, а у 26% просто нет других устройств для игр. Среди прочих плюсов формата упоминали также быстрый и удобный вход в игру, возможность просто отвлечься от дел или поиграть перед сном.
Что касается недостатков мобильных игр, главным из них большинство участников опроса (68%) считают обилие рекламы. Ещё 27% раздражает, что от игр быстро садится батарея в телефоне, 25% обращают внимание на навязчивую монетизацию, а 15% — на неудобство управления игрой с небольшого экрана.

Две трети предпочитают играть на мобильном дома

При выборе игр для мобильных устройств 35% опрошенных чаще всего ориентируются на жанры, а 30% обращают внимание на рекламу в других играх и приложениях. Ещё 10% прислушиваются к рекомендациям друзей, 9% ищут по подборкам в магазинах приложений, 7% — по обзорам блогеров или игровых СМИ. Оставшиеся пользуются разными инструментами или вообще не ищут новинки и играют в то, к чему привыкли.

Более половины респондентов (55%) предпочитают играть в одиночные игры. Ещё 20% иногда готовы к кооперациям, если игра подразумевает такой формат, 14% часто играют с другими геймерами из своего сообщества, гильдии или клана, а 11% — с друзьями или знакомыми.

Несмотря на то, что играть со смартфона можно в любом месте, подавляющее большинство опрошенных (65%) делает это в свободное время дома. Только 12% играют в перерывах на работе или учёбе, 6% — когда едут на работу или учёбу, ещё 6% — в более долгих поездках и путешествиях, а 4% — в очередях или во время ожидания. Оставшиеся играют по настроению, когда появляется время или только перед сном.

На одну игровую сессию тратят более получаса

Опрос показал, что 37% игроков проводят за мобильными играми более часа за сеанс, ещё 35% ограничиваются получасом-часом. Такая продолжительность сессий показывает, что мобильный гейминг уже не ассоциируется исключительно с короткими перерывами между делами. Только 22% уделяют игре по 15−30 минут, а 6% — меньше 15 минут за раз.
Привычное представление о мобильном гейминге как о способе убить пять минут в очереди стремительно устаревает. Смартфон стал главным игровым устройством прежде всего потому, что он практически всегда под рукой и с него легко войти в игру, что даёт ему дополнительное преимущество перед традиционными девайсами. Мобильные платформы окончательно перестали быть «младшими братьями» ПК и консолей и превратились в самодостаточную площадку для гейминга.

Дмитрий Гнилица, директор по продуктам ЮKassa

Большинство геймеров готовы платить за игры

Несмотря на доминирование free-to-play модели — 41% всех опрошенных играет только в бесплатные игры, — значительная часть аудитории готова к тратам. Большинство платящих игроков (29%) тратят на игры на любых устройствах до тысячи рублей в месяц. Ещё 17% тратят от одной до пяти тысяч, 7% — от пяти до десяти тысяч, 6% — более десяти тысяч рублей в месяц.

При этом большинство разделяет консервативный подход к покупкам: 45% приобретают игры и контент в официальных магазинах, а 12% — на сторонних сайтах. Однако «серый» рынок всё ещё силён: 43% признались, что скачивают игры с торрентов.

В самих мобильных играх 57% опрошенных не тратят деньги. А те, кто тратит, в основном покупают внутриигровые предметы или валюту (32%). Реже тратят на подписки (6%) и разблокировку платных уровней или функций (4%). Интересно, что за отключение рекламы, которая раздражает более двух третей игроков, готов платить лишь 1% респондентов.
Портрет современного игрока окончательно размылся — теперь это не только энтузиаст за мощным ПК, но и менеджер, играющий в шутер на смартфоне по дороге с работы. Главной задачей для разработчиков и издателей игр в ближайшие годы станет поиск моделей монетизации, которые учитывают меняющиеся особенности клиентов — от предпочтений по длине сессии до лояльности к покупкам.

Дмитрий Гнилица, директор по продуктам ЮKassa