TRAB — сервис доставки товаров и посылок по миру с помощью попутчиков, стремительно набирающий популярность в России. Этот бизнес в 2023 году почти без вложений создал студент первого курса магистратуры НИУ ВШЭ Максим Доронькин.
Максим рассказал платёжному сервису ЮKassa, как запустить С2С-бизнес и завоевать доверие клиентов с помощью аналитики и безопасной сделки.
Как появилась идея
Когда у Максима возникла идея создать собственный проект по модели С2С, он уже два года руководил разработкой продуктов Data Science в крупной компании. Собрав команду, он начал изучать рынок и пришёл к выводу, что сейчас активно развивается сфера краудшиппинга — доставки товаров через попутчиков.
Мы проводили исследования рынка — как российского, так и мирового. Хотели понять, насколько эта проблема актуальна и изучаема. Пришли к оптимистичным для нас выводам: экономика совместного потребления всё плотнее проникает в жизнь людей.
Команда Максима выяснила, что жителям крупных городов необходим доступный способ доставки. Чаще всего им нужно отправить документы, маленькие сувениры и технику. Бывают также заказы на перевозку домашних животных, брендовых товаров или редких вещей.
Обязательным пунктом было изучение конкурентов. Оказалось, что самые крупные и популярные игроки ушли из России, поэтому образовались благоприятные условия для развития стартапа. Следующий шаг — изучение целевой аудитории и её потребностей. По результатам серии интервью Максим и команда заключили, что основное требование к сервису — безопасность. Это и стало главным УТП.
Обязательным пунктом было изучение конкурентов. Оказалось, что самые крупные и популярные игроки ушли из России, поэтому образовались благоприятные условия для развития стартапа. Следующий шаг — изучение целевой аудитории и её потребностей. По результатам серии интервью Максим и команда заключили, что основное требование к сервису — безопасность. Это и стало главным УТП.
Респонденты поддержали идею внедрения проверки персональных данных исполнителей, а также безопасной сделки. Многие обращали внимание на удобный пользовательский интерфейс и оперативную службу поддержки. Всё это мы и реализовали в нашем Телеграм-боте.
Завершив исследования, команда начала работу над созданием TRAB. И уже через несколько месяцев сервис увидел свет.
Как работает TRAB
TRAB представляет собой многофункциональный Телеграм-бот, в котором есть все разделы, необходимые для заказчиков и исполнителей. Они находят друг друга прямо внутри бота. Алгоритмы подбирают заказы и подходящих исполнителей на основании заполненных заявок и информации профиля.
Проблемы и способы продвижения
Максим отмечает, что у С2С-бизнеса есть свои нюансы. Например, трудно набирать сразу обе группы пользователей — и заказчиков, и исполнителей.
Это называется «проблема курицы и яйца». Пока в боте нет заказов, в нём не будет исполнителей. А пока откликов не так много, новых заказов не создают.
Было важно выстроить маркетинг таким образом, чтобы обе группы пользователей набирались одновременно. Для этого Максим и его команда начали продумывать стратегии продвижения в разных каналах связи.
Основным способом привлечения аудитории стал Телеграм: чаще всего клиенты искали попутчиков именно там — в тематических каналах. В них же ребята и начали покупать первые рекламные интеграции, отобрав отдельно каналы с потенциальными заказчиками и исполнителями, а позже выделили порядка 200 тысяч рублей на таргет.
Основным способом привлечения аудитории стал Телеграм: чаще всего клиенты искали попутчиков именно там — в тематических каналах. В них же ребята и начали покупать первые рекламные интеграции, отобрав отдельно каналы с потенциальными заказчиками и исполнителями, а позже выделили порядка 200 тысяч рублей на таргет.
В Телеграме много чатов и каналов по нашей тематике. Большинство из них мы знали ещё тогда, когда изучали аудиторию, и начинали продвигать сервис как раз через такие тематические чаты, запуская таргетированную рекламу на тех, кому он нужен.
Создатели TRAB поняли, что нет смысла вести людей на сайт, когда гораздо удобнее и привычнее создать Телеграм-бот. Это сократит путь пользователя от рекламного поста до сервиса, и не придётся переходить в стороннее приложение.
Безопасность — основа успешного С2С-сервиса
Основное преимущество С2С-сервиса над тематическими чатами — безопасность персональных данных и оплаты. Поэтому стало очевидно, что TRAB нужно подключить сервис Безопасная сделка.
Этот инструмент позволяет пользователям без опасений делать заказы, зная, что исполнитель их не обманет. А исполнитель может быть уверен, что получит оплату за доставку. Чтобы защитить деньги своих клиентов и увеличить доверие к сервису, Максим выбрал ЮKassa.
Этот инструмент позволяет пользователям без опасений делать заказы, зная, что исполнитель их не обманет. А исполнитель может быть уверен, что получит оплату за доставку. Чтобы защитить деньги своих клиентов и увеличить доверие к сервису, Максим выбрал ЮKassa.
У ЮKassa очень удобный процесс интеграции, особенно порадовала возможность подключения через специальный API прямо в Телеграме. Благодаря этому процесс внедрения Безопасной сделки был простым. Также хочу отметить работу менеджеров ЮKassa — они оперативно помогали со всеми вопросами по интеграции.
В отзывах к TRAB многие пользователи отметили, что безопасная сделка повлияла на их решение воспользоваться сервисом. За первую неделю после запуска пришло 150 пользователей, было создано больше 20 заказов и добавлено больше 30 поездок. Сейчас Максим и команда ищут новые пути развития компании.
Вот что CEO TRAB советует начинающим предпринимателям:
Вот что CEO TRAB советует начинающим предпринимателям:
Действуйте сейчас, не ждите удобного случая. Никогда не бывает удачного и неудачного момента. Всегда думайте, кто ваш клиент и что ему нужно, ведь главное — удовлетворить его потребность.